Статьи

Помнить героев: Иван Ефимович Сивербрик.

ПОМНИТЬ ГЕРОЕВ. Иван Ефимович Сивербрик.    Я с детства хорошо помню одну романтическую но справедливую аксиому: страна должна помнить своих героев. Однако, мне так же известно, что желаемое не всегда соответствует действительности. Оба эти утверждения, в равной мере применимы... подробнее »

ДЕСЯТЬ ПОРЕЗОВ – ОДИН УДАР!

ДЕСЯТЬ ПОРЕЗОВ – ОДИН УДАР!

ДЕСЯТЬ ПОРЕЗОВ – ОДИН УДАР!

В то время, как русская народная мудрость, сравнивая различные величины, мирно констатирует, к примеру, что «три переезда равны одному пожару», горячая испанская мысль для передачи того же смысла использует совершенно иной сюжетом: «десять порезов – один удар!» Анализ этого высказывания намекает нам на тактико-технические предпочтения испанских навахерос – бойцов, вооруженных навахой. Хороший мастер, в былые времена, часто с пренебрежением относился к малоэффективным режущим ударам, стараясь достать противника одним единственным, но действенным уколом.

Тем более, такая доктрина оказывалась выигрышной, если боец не имел большого досуга для регулярных и серьезных тренировок. В Испании, такой класс бойцов был представлен крестьянством, которое создало собственную традицию боя навахой, известную под общим названием баратеро.

Основным стимулом для появления подобной школы, послужил как раз дефицит времени, которое совершенно необходимо для освоения любого полноценного боевого искусства. Нормальному крестьянину было некогда осваивать чрезмерные премудрости дестрезы, годами отрабатывая шаги по магическим кругам. Да и должного количества эскудо, необходимых для оплаты услуг настоящих учителей у нормального крестьянина не имелось. А необходимость в развитии боевых навыков, у испанских крестьян была достаточно высокой – то местные разборки, то полукриминальные бездельники махо, то разорившиеся доны, вышедшие на большую дорогу, то перманентная реконкиста… Выход нашелся, вероятно, стихийно. В какой-то момент, эти самые испанские крестьяне поняли, что могут поразить своего более квалифицированного противника, всего лишь опередив его. То есть – ударить неготового. Во имя осуществления этой тактической идеи, мастера баратеро разработали особый, сверхбыстрый рывок вперед, обеспечивающий адепту необходимое превосходство во времени. Оканчивался такой рывок мощным ударом навахи, который и завершал поединок, минуя опасную фазу «десяти порезов». При этом, для тренировки особой скорости, любители баратеро использовали воду, заходя по грудь в волны Средиземного, к примеру, моря, и отрабатывая это свое единственное движение в среде повышенной плотности.

Справедливости ради отметим, что это движение в баратеро не осталось совсем уж единственным. Дополнительным репертуаром боевой подготовки крестьянина стали такие элементы как перебрасывание ножа из руки в руку, с целью маскировки направления удара, а так же довольно развитая система уклонений, появившаяся в качестве контрмеры по отношению к рывку. На базе этой же системы уклонений возникли и самобытные способы самозащиты без оружия. Основной мотив в такой самообороне – распределение функций между руками (одна рука ударная, вторая для захватов). Вероятно, это следствие подчиненного положения такой системы по отношению к полноценному, вооруженному бою. Еще одна характерная черта баратеро – секущий удар пальцами по глазам. Впрочем, такая же второстепенная по отношению к главному элементу – рывку.

Специалисты в области боевых искусств, вероятно, заметят, что для выделения баратеро в понятие «школа», одного ключевого элемента (рывок) явно недостаточно. Соглашусь с этим мнением лишь отчасти. Ведь история знает еще один подобный пример! Возможно, именно тогда, когда первые адепты баратеро как раз заходили в воду, в Японии один, не слишком сильный мастер, решал проблему; как ему поразить некоего знаменитого специалиста по фехтованию. И решил! Оказалось, надо всего лишь атаковать врага так быстро, чтобы тот просто не успел применить свое ужасное мастерство! В результате поединка, более великий мастер был убит менее великим. Что дало начало японскому боевому искусству иаи-до...

А вот у кого досуга для тренировок было хоть отбавляй, так это у испанских цыган! И для них, технология баратеро оказалась вовсе не такой актуальной, как для их трудолюбивых земляков. Неудивительно, что в цыганской среде зародилось свое собственное направление боя навахой, получившее название хитано. И уж в хитано одним рывком дело не обходилось!

Цыгане много обманывали. Нет, я имею в виду не по жизни, а в бою. В стиле хитано разнообразные финты (ложные движения оружием) практиковались очень широко. Наряду с этим, характерной чертой цыганского боя стало удержание противника – схватив его свободной рукой за одежду, или наступив на ногу. Так же, цыгане развивали искусство работы двумя ножами одновременно. Этот стиль, получивший самостоятельное региональное название салернитано, хорошо подходил цыганам. Поскольку частью подготовки бойца хитано было метание, ножей часто приходилось иметь по несколько штук сразу.

Но еще более оригинальной чертой хитано, стала разработка своеобразного гуманного финала. Не исключено, всего лишь потому, что в стычках между собой, цыгане стремились сберечь собственный генофонд. Типичные удары цыган – подрезание бицепса, горизонтальный удар под ключицу с последующим «испанским поворотом», широкий уход от атаки в сторону вниз, с целью подрезать сухожилия на ногах, удары рукоятью. Последний прием, в частности, и как способ освобождения от захватов – по запястью противника. Вероятно, именно в цыганской среде зародился знаменитый испанский удар ходек – режущий по бровям. Правильно исполненный, такой удар не убивал и даже не травмировал противника, но тот все равно быстро выходил из строя, поскольку кровь начинала заливать глаза.

Глядя на подобный гуманный бой, наш человек сказал бы: рыбак рыбака видит издалека. А испанец мог бы снова повторить (на этот раз – с ноткой презрения): десять порезов – один удар! Имея в виду, что все эти многочисленные порезы вряд ли заменят один, но настоящий удар.

Для освоения стиля хитано необходимо было много тренироваться. Испанские цыгане решили этот вопрос по-своему. В их среде получили распространение тренировки совершенно особого вида – под музыку. Веселясь и пританцовывая, цыганские навахерос осваивали премудрости своего непростого стиля, а заодно, по мнению некоторых исследователей, закладывали основы национального танца, получившего, в дальнейшем, общее название фламенко. Кстати, на основе этих тренировок возник и такой самостоятельный подраздел хитано как показательные бои.

…Один из базовых танцев фламенко, кстати, носит название севильяно. Проще говоря – севильский танец. Или – севильский способ боя навахой! Именно так стал называться третий стиль боя испанских навахерос. И развивался этот стиль уже не среди крестьян или цыган, а среди испанской аристократии или, как минимум, буржуазии.

Севильяно наиболее техничный и канонизированный стиль. Именно его преподавали учителя фехтования, соединив все лучшие черты хитано, баратеро а так же классического фехтования. От последнего, в частности, были взяты элементы методики и терминологии.

Именно севильяно чаще других использовался на испанских ножевых дуэлях, и он же лег в основу изданного в 1849 году «Пособия для коммивояжеров по искусству владения цыганской навахой, ножом и ножницами». В этом учебнике можно даже увидеть специальные техники передвижения, которые первоначально разрабатывались для шпажного фехтования. Да и сам автор – Мариано де Рементерио и Фика – называет эти схемы «дестрезой», вполне осознано отождествляя старинное искусство благородного фехтования эспадой и современный ему бой «навахой, ножом и ножницами».

Боец севильяно мог убить своего противника без цыганских церемоний и, в тоже время, владел техникой обезоруживания врага, если смертельный исход не был желателен. Для этого достаточно было нанести режущий удар в основание большого пальца вооруженной руки. При этом, против быстрых, резких атак, адепт севильяно владел хорошо развитыми контратаками с одновременными уклонами, против захватов оперировал оригинальной системой освобождения. Ну а если противник был слишком силен и быстр? На этот случай, можно было прибегнуть к технологии из тактического репертуара фехтовальной классики – не спеша измотать врага, периодически нанося ему незначительные режущие удары, как бы примеряясь и выискивая слабые места в обороне, а затем, когда потеря крови и анализ разведданных изменят соотношения сил, нанести решительный добивающий удар!

Наш человек сказал бы: семь раз отмерь – один отрежь! А испанец вновь удовлетворенно повторил бы свое любимое: десять порезов – один удар! На этот раз, имея в виду вполне результативную тактику предварительных ударов…

Словарик навахерос:

Навахерос – боец с навахой;

Наваха – 1. Складной нож характерной формы; 2. Бритва;

Навахон – Особо длинная наваха;

Салва вирго – «защитник чести», самая маленькая наваха;

Кучийо – нескладной нож;

Ходек – режущий удар по бровям, с целью ослепить противника;

Испанский поворот – поворот ножа в ране. Как правило – при ударе в горло;

Испанский поцелуй – удар, рассекающий губу или кончик носа;

Салернитано – особый стиль работы двумя ножами;

Дестреза  – умение, мастерство. В узком смысле – передвижения по кругу.

Десять порезов – один удар – испанская поговорка.


Комментарии

Владёха

Навахо - это нож да?!

26.01.2018, 13:44

Владёха

А как же племя индейцев навахо?! Почему название племени этих индейцев, совпадает довольно заметно, с названием ножа - новаха?!

26.01.2018, 13:47


Ваше имя
Ваш комментарий
Код на картинке
Отправить