Статьи

Помнить героев: Иван Ефимович Сивербрик.

ПОМНИТЬ ГЕРОЕВ. Иван Ефимович Сивербрик.    Я с детства хорошо помню одну романтическую но справедливую аксиому: страна должна помнить своих героев. Однако, мне так же известно, что желаемое не всегда соответствует действительности. Оба эти утверждения, в равной мере применимы... подробнее »

Длинный меч мастера Козы

Длинный меч мастера Козы

Длинный меч мастера Козы

В фильме "Рокки 3" есть сцена, где главный герой, в статусе поверженного чемпиона, посещает трущобы  Лос-Анджелеса, и оказывается в боксерском зале крутых чернокожих парней. Там, под руководством местного тренера, он и продолжает свои занятия, дабы вновь обрести, как напутствует его друг и коллега Аполло Криг, «взгляд тигра». Так вот, в этом эпизоде, меня всегда неприятно удивляло совершенно нелепое (как мне тогда казалось), начало. Роки, пусть и поверженный, но все же – чемпион мира, начинает изучать какие-то базовые шаги и прыгать на скакалке так, как будто он вообще боксом никогда не занимался. Его движения нерешительны, неумелы, ноги путаются и не могут поймать ритм… Ну не может профессиональный боксер быть таки неуклюжим!

Так я думал до тех пор, пока сам не начал изучать экзотические техники национальных видов фехтования. И когда я, фехтовальщик с двадцатипятилетним стажем, так же неуклюже, как поверженный чемпион Роки Бальбоа, путался в ногах, руках и тренировочных клинков различных масс и габаритов.

Но еще удивительнее было то, что точно такое же ощущение новизны посетило меня на семинаре словацкого мастера Петера Козы, где моя группа изучала историческое фехтование. А если конкретнее – так называемую немецкую школу «А», в которой мастер Коза объединил сразу несколько видов оружия.

Удивительнее, потому что техника европейского меча, как такового, была мне хорошо знакома и раньше. Я неоднократно ставил бои на этом оружии в различных спектаклях и фильмах, сам проводил мастер-классы и давал (и продолжаю давать) индивидуальные уроки на мечах. Однако, на семинаре Петера Козы, я должен был признать, что истинная, досконально и научно реконструированная Школа немецкого средневекового фехтования является для меня такой же экзотикой, как и самые редкие национальные виды…

Семинар начался рано утром 28 марта. Я уже знал, что маэстро Петер Коза твердо придерживается регламента, и заявленные в его программе 8 часов тренировки в день не пустое обещание, а суровая реальность. В дальнейшем, Петер все-таки сам нарушил свой регламент, но об этом чуть позже. А пока, мы, согласно давней европейской традиции, начали изучать боевые стойки, шаги и выпады. Стоит отметить, что этот семинар по немецкой школе «А» был последним, которые Петер Коза провел лично. Собственно, и его-то уже не должно было быть. Но осенью прошлого года, во время семинара по итальянской рапире, маэстро уступил моим просьбам, и согласился провести эту школу еще один, последний раз. Аргументация Козы, при этом, была такая: школа физически тяжелая, для пожилого человека – трудновоспроизводимая, а главное, у маэстро уже довольно много учеников, имеющих все необходимые знания и статусы, и эти ученики преподают немецкую школу ничуть не хуже.

Наверное, отчасти мастер был прав. Но, действительно, лишь отчасти. Потому что ни один из его учеников не может знать столько теоретических нюансов, методических хитростей, которыми обладает сам маэстро, и ни один не имеет такого количества исторических сведений, взятых напрямую из первоисточников. К примеру, трактаты немецкого автора Ганса Тальгоффера Коза лично переводил трижды, каждый раз добиваясь наиболее точного прочтения.

Собственно, меня с самого начала не оставляло впечатление, что я не нахожусь на семинаре у современного специалиста, а прохожу обучение у того самого Тальгоффера, или, по меньшей мере, у одного из его великих коллег-современников. Сходство проявлялось во всем: специализированный фехтовальный зал, о котором так и хочется сказать – «ручной работы», образ самого маэстро, в равных пропорциях соединяющий в себе черты волшебника из сказки и мастера боевых искусств, и даже его речь. Петер Коза говорит по-русски так, будто бы читает старинный эпос или произносит заклинание. Например:

- Я мечтаю обучить вас этому приему.

- Я буду несчастливым, если мы не успеем изучить эту технику до конца дня.

- Эти удары следует наносить немилосердно.

- Когда враг оказывается так близко, нужно выдавить ему очи…

Я бы сказал, что энергетика его личности и атмосфера его дома, сами по себе являются неотъемлемой и важнейшей частью семинара. Поэтому те самые боевые стойки, шаги и выпады мы начали выполнять, можно сказать, уже по подготовленной почве.

Сам термин – Немецкая шкала «А» – является нововведением маэстро Козы. В Средние века такого понятия не было. Мастера фехтовальных союзов одновременно изучали техники длинного меча, меча со щитом, дюсака, алебарды и кинжала, а так же занимались борьбой. Однако, в современном мире, большинство любителей фехтования могут позволить себе лишь семинарный формат обучения (то есть интенсивные многочасовые тренировки по несколько дней подряд с периодичностью один – два раза в год), и средневековая система не в состоянии полноценно обслуживать весь этот контингент. Именно для современных нужд, Петер и разработал две равноценные немецкие школы. В школу «А» вошли дюсак, кинжал и длинный меч. Остальные дисциплины маэстро отнес к школе «Б».

При этом, в школе «А», главенство видов оружия осталось вполне средневековое: основное время (около шести часов в день) мы занимались главным оружием – длинным мечом. И по одному часу в день оставалось на дюсак и кинжал.

Но на второй день семинара, в гости к Петеру приехал его ученик, молодой мастер длинного меча, чешский фехтовальщик Борек Бельфин. Как раз в эти дни, недалеко от места нашего расположения, российская киностудия снимала новый исторический фильм о Екатерине Великой. И Борек принимал участие в съемках в качестве каскадера. Именно в перерыве между съемками, он навестил своего учителя и, заодно, в течении трех дней помогал ему вести нашу группу. Как раз тогда маэстро Коза и нарушил свой собственный регламент. Потому что с приездом Борека, тренировки стали занимать не 8, а 9 или даже более часов в день. Плюс – часа полтора теория.

Зато Борек привнес элементы методик, используемых при подготовке к спортивным боям в современном историческом фехтовании. И, одновременно с этим, приготовил комплекты защитного снаряжения для полноконтактных поединков. Это позволило участникам группы наглядно сравнить историческое, сугубо боевое направление, и спортивное, подвергнутое специфической переработке по формуле «Быстрее, выше, сильнее!» Учитывая, что, согласно учению Петера Козы, ни одно современное направление фехтования не способно в точности воспроизвести свой старинный оригинал, два направления, соединенные вместе, по крайней мере, максимально приближают нас к этому оригиналу.

Каждый день, после длинных мечей, руки наливались характерной тяжестью. Но зато следующее оружие – деревянный тренировочный дюсак, изобретенный в XV веке чешскими фехтовальщиками, казался совсем легким. Правда, эта легкость успешно компенсировалась трудностью техники. Не такой, конечно, сложной как в разделе длинного меча, но тоже достаточно заметной. Интересно, что некоторые движения и дюсака, и длинного меча, уже были знакомы мне по школе итальянской ренессансной рапиры. Таким образом, удалось проследить зарождение некоторых приемов, которые нашли свое полное развитие спустя сто лет.

Деревянный тренировочный дюсак в процессе обучения традиционно имитировал целую семью однолезвенного клинкового оружия средней длинны. Мессеры, фальшьоны, малхусы, баделеры… Эти боевые тесаки стали очень популярны в странах Западной Европы, спровоцировав рождение целого направления в средневековых фехтовальных союзах.

Третьим оружием, вошедшим в систему школы «А», стал кинжал. Эта техника, кстати, заметно пережила все прочие средневековые направления. Известно, что в 1943 году, в Германии были созданы части особого назначения СС. Эти спецподразделения возглавил гауптштурмфюрер СС Отто Скорцени, который, кстати, сам был известным фехтовальщиком (в молодости он провел 15 дуэлей на холодном оружии). Так вот, рукопашному бою, в том числе – с использованием кинжала, эти подразделения обучали по средневековым немецким трактатам. По утверждению Петера Козы, приказ использовать трактаты отдал лично Адольф Гитлер.

Спустя некоторое время, эту же идею переняли британские диверсионные спецподразделения.

И именно этой техникой маэстро Коза завершал каждый день нашего семинара. От себя хочу заметить: школа средневекового кинжала действительно оказалась очень жесткой, прикладной, интересной и существенно отличающейся от техники ножа – основного оружия ближнего боя XX века.

Завершился семинар, как это и принято в школе маэстро Козы, специальным экзаменом, на котором мы демонстрировали приобретенные умения и получали статусы немецкой школы. Каждому по способностям. Несколько фирменных сертификатов уехали в Петербург, и один в Екатеринбург. Мне достался сертификат со статусом Luxsor minor secundus – высший из шести возможных.

И хотя на этом наше обучение завершилось, мы планируем и дальше совершенствовать полученные знания по техникам длинного меча, дюсака и средневекового кинжала. Теперь – вместе с ближайшими учениками маэстро Козы в Чехии. Сам Петер, как и планировал, завершил преподавание немецкой школы «А»…

А вот немецкая школа «Б», так же, по моей персональной просьбе, все еще стоит в его планах. Еще один, последний, раз, маэстро проведет семинар по мечу со щитом, алебарде и средневековой борьбе. И мы снова будем иметь честь тренироваться под руководством специалиста, имя которого можно смело поставить в один ряд с именами Ганса Тальгоффером, Иоганна Лихтенауэром, и другими великими средневековыми мастерами.


Комментарии

Ваше имя
Ваш комментарий
Код на картинке
Отправить