Статьи

Помнить героев: Иван Ефимович Сивербрик.

ПОМНИТЬ ГЕРОЕВ. Иван Ефимович Сивербрик.    Я с детства хорошо помню одну романтическую но справедливую аксиому: страна должна помнить своих героев. Однако, мне так же известно, что желаемое не всегда соответствует действительности. Оба эти утверждения, в равной мере применимы... подробнее »

МАСТЕР, КОТОРОГО НЕТ...

МАСТЕР, КОТОРОГО НЕТ...

МАСТЕР, КОТОРОГО НЕТ

 

Некоторое время назад, на просторах интернета развернулась обширная дискуссия, на тему существования (или не существования) некоего идеального мастера исторического фехтования, по имени Петер Коза. Знающие люди утверждали, что такого человека нет, и маэстро Коза является плодом фантазии, вымыслом, невозможным идеалом маэстро, которого просто не может быть в современном мире. Другие специалисты возражали, что Петер Коза, все-таки существует, проживает в Словакии и, действительно, обладает невероятными знаниями в области ренессансного фехтования. Спор разгорался, количество аргументов «за» и «против» росло…

А тем временем, реальный маэстро Коза обивал пороги российского консульства в Братиславе, пытаясь сделать себе российскую визу. Оперируя журналистскими штампами, фехтовальная общественность Петербурга «замерла в ожидании». А когда, наконец, консульство выдало визу мастеру, все мы «вздохнули с облегчением». Потому что теперь уникальный семинар легендарного мастера уже ничто не могло остановить.

…Петер Коза родился в 1946 году. В возрасте 14 лет он начал заниматься фехтованием в спортивном обществе «Локомотив». Из трех спортивных видов оружия он выбрал шпагу и саблю. В это время, в клубе, который начал посещать Петер, преподавал мастер Йозеф Бенедикт один из последних фехтовальщиков, унаследовавших еще боевую и дуэльную традицию. Йозеф Бенедикт служил фехтмейстером еще в австро-венгерской армии, и в 1960 году ему было уже 73 года. Он и стал первым учителем маленького Петера Козы.

Правда, сам маэстро Коза сейчас вспоминает, что ему не очень импонировал стиль старого учителя. В то время, он стремился к более современному, подвижному фехтованию, и архаичная классика Йозефа Бенедикта казалась ему слишком отсталой. Тем не менее, первые шаги в фехтовании были сделаны именно под его руководством.

Спустя несколько лет, Коза, уже владея крепкими навыками спортивного фехтования, начинает интересоваться историческим фехтованием. И, поскольку, одному фехтованием заниматься невозможно, он увлек своей идеей еще троих друзей. Эта четверка и стала первой школой Петера Козы, открыв, заодно, историческое фехтование для Словакии.

Коза сразу начал использовать научный подход в своей работе. Это, правда, было непросто. Сравнивая прошедшие времена с нынешними, маэстро до сих пор удивляется доступности информации в современном мире. Скажем, сейчас, любой школьник может несколько раз нажать на клавиши, и получить в безграничное пользование практически любой ренессансный трактат по фехтованию. А во второй половине шестидесятых, для работы с первоисточником из отдела спецхрана, требовалось преодолеть ряд бюрократических барьеров. Тем более, что во всей Чехословакии этих самых первоисточников насчитывалось не так уж много, а поездки за границу были довольно затруднительны.

Только когда Коза устроился на работу в организацию Славконцерт, он получил несколько большие возможности, связанные с зарубежными поездками.

Интересно отметить, что, несмотря на то, что в Словакии Петер Коза был первым мастером, обратившимся к фехтовальной истории, в Чехии подобное направление уже существовало. Так, во время одной из поездок в Чехию, маэстро встретился с представителями одного клуба, которые попросили его поделиться секретами мастерства. При ближайшем рассмотрении оказалось, что эти чехи фехтуют, не имея вообще никакой школы, а только горячий интерес и собственное творческое видение, основанное на смеси исторических фильмов, театра и спорта. Тогда, этот маленький чешский клуб стал первой учебной лабораторией Коза. Забегая вперед, стоит упомянуть, что сегодня, многие европейские клубы исторического фехтования считают себя продолжателями учения Коза и используют сертификаты его школы.

В дальнейшем, Петер Коза прошел настоящий путь Мастера, занимаясь наукой и искусством, игнорируя социальные революции и финансовые кризисы. Ему довелось изучить огромное количество первоисточников, каждый из которых он самостоятельно переводил для дальнейших практических испытаний и включения в свою уникальную, многогранную систему.

Ему повезло с работой. Находясь большую часть времени в творческой среде, Коза поставил поединки на разных видах оружия более чем в ста спектаклях, и принял участие в создании, примерно, сорока фильмов. Причем два фильма («Мост у козьих ворот» и «Созвездие меча») были сняты по его собственным сценариям.

Сегодня Петер Коза уже не работает в кино – киноиндустрия в современной Словакии находится не в лучшем состоянии. Однако маэстро практически ни дня не сидит без дела. К примеру, договариваясь о возможности проведения семинара в России, мы нашли в его расписании лишь один свободный уик-энд за все лето 2013 года. Остальное время у него было занято собственными обучающими проектами в Словакии, Чехии, Германии, Австрии.

Таким образом, семинар Петра Козы в России автоматически пришелся на 13 и 14 июля.

В аэропорту маэстро легко можно было узнать по внушительному чехлу для оружия, в котором он привез с собой собственный минимальный набор для путешествий: две ренессансные рапиры (испанская и итальянская), белая рубашка старинного покроя и несколько репринтных изданий. Этим набором он удивил не только таможенную службу, но и меня. Как любой взрослый представитель страны бывшего социалистического лагеря, он довольно прилично владеет русским языком. Хотя и со славянскими «своизмами». Так, подходя к автомобилю, он сразу заметил, что фехтовальщик должен иметь большую машину, поскольку «все мы – шпагатеры» (смесь шпажистов и мушкетеров).

Как это обычно бывает в таких случаях, мы приготовили для гостя специальную культурную программу, состоящую из экскурсий по городу и посещений оружейных музеев. Главный музей для такого визита – Артиллерийский. Маэстро высоко оценил представленную в экспозиции коллекцию оружия и доспехов, особенно хорошо чувствуя себя в залах европейского Средневековья. Причем, наметанным глазом, он сразу же разглядел поддельное стремя, которое явно не подходило к гарнитуру конного воина XVI века.

В этот же день, я пригласил маэстро Коза на телевидение, в свою программу «Созвездие д`Артаньяна», которая специально посвящена фехтованию и фехтовальщикам. Передача проходила в прямом эфире, что позволяло отвечать на телефонные вопросы телезрителей. Благодаря этому, маэстро снова удивил меня. В самый разгар эфира, в студию позвонил один из любителей фехтования, и задал вопрос относительно клинков из булатной стали. Я уже хотел было взять ответ на себя, и сказать, что секрет производства булата утерян, но и сегодня многие кузнецы изготавливают дамасскую сталь… Но тут Петер Коза взял слово, и заявил, что ему известен главный секрет булата, а именно, способ достижения особо высоких температур по технологиям древних мастеров. И этот секрет он, непосредственно в прямом эфире поспешил выдать. Оказывается, что самые высокие температуры достигали при сжигании… скорлупы кокосовых орехов!

Сам семинар, уже по традиции, мы уложили в два дня. Первый день был целиком посвящен теории: знакомство с группой, лекция и ответы на вопросы. И именно в этот день маэстро Коза показал себя как специалист самого высокого класса. Его эрудиция в области истории фехтования превзошла все самые смелые ожидания. Легко оперируя именами и событиями, он соединял с историей фехтования политику, религию, моду, по памяти цитируя итальянские, испанские и французские трактаты, используя соответствующую национальную терминологию. Он показал, например, как Первый Тридентский Собор повлиял на стилистику гравюр в учебнике Камилло Агриппы, а заодно рассказал о судьбе художника, который эти иллюстрации делал. Или, например, Коза объяснил, почему центром фехтования в Италии эпохи Ренессанса стала именно Болония, а не любой другой город.

Второй день включал две трехчасовые тренировки, с перерывом на обед. И в этот день, Коза раскрылся как практик. За шесть часов, он сумел сделать значительно больше, чем просто демонстрацию основных принципов итальянского и испанского ренессансного фехтования. Обогащая свои уроки цитатами из важнейших трактатов, используя детальную терминологию, он выделил самые характерные, узнаваемые действия из школ Мароццо, Агриппы, Фабриса, Жиганти, Каппо-Ферро, Тибо, Альфиери… Он продемонстрировал принципиальную разницу между этими школами, отчетливо отследив наиболее типичные детали почерка этих, и некоторых других мастеров.

Конечно, многие из учащихся и раньше могли опознать главные школы Ренессанса по картинкам, но почувствовать их специфику на себе по-настоящему им удалось только на этом семинаре. Тем более, что Коза выстроил тренировки по хронологии появления этих школ в учебниках, что позволило окончательно прояснить технические тенденции развития ренессансной рапиры, вплоть до ее постепенной трансформации во французский флорет.

В заключении, маэстро Коза подарил всем участникам семинара небольшой бонус: взяв простую короткую веревку, он с легкостью провел несколько приемов против шпаги, добавив, что эти приемы относятся к старинным способам самообороны матросов.

Вечером, мы организовали в честь маэстро торжественный ужин, после чего отвезли его в отель. По дороге, Коза посмотрел на часы, и удовлетворенно сказал:

- Хорошо, что еще не слишком поздно. У себя в номере я успею еще немного поработать!

Я удивился. Чем же собирается заниматься этот невероятный человек, после такого тяжелого трудового дня? Предваряя мой вопрос, маэстро пояснил:

- Я как раз сейчас перевожу трактат Джакомо ди Грасси.

Мы провожали Петера Коза в аэропорт на следующий день после нашего семинара. Сразу после возвращения домой он готовился лететь в Германию, где его уже ждала подготовленная группа.