Статьи

Помнить героев: Иван Ефимович Сивербрик.

ПОМНИТЬ ГЕРОЕВ. Иван Ефимович Сивербрик.    Я с детства хорошо помню одну романтическую но справедливую аксиому: страна должна помнить своих героев. Однако, мне так же известно, что желаемое не всегда соответствует действительности. Оба эти утверждения, в равной мере применимы... подробнее »

СРЕДНЕВЕКОВАЯ НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА "Б" (меч и щит, алебарда)

СРЕДНЕВЕКОВАЯ НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА "Б" (меч и щит, алебарда)

СРЕДНЕВЕКОВАЯ НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА "Б" (меч и щит, алебарда)

Один из величайших современных мастеров исторического фехтования, словак Петер Коза, примерно год назад принял решение перестать преподавать средневековую немецкую школу. На то у маэстро было две причины. Во-первых, к настоящему моменту уже очень многие ученики Козы получили мастерские степени по немецкой школе и сами успешно, и квалифицированно преподают это искусство в разных странах Европы; а во-вторых, немецкая школа стала слишком тяжела для маэстро, разменявшего восьмой десяток…

Однако тогда, год назад, Петер счел возможным уступить моим настойчивым просьбам, и согласился провести еще два средневековых семинара по немецким школам, которые он подразделяет на самостоятельные, методически обоснованные направления «А» и «Б».

В июньском номере журнала «Калашников» мы уже писали о последнем семинаре по немецкой школе «А» (см. статью «Длинный меч мастера Козы»). А в этот раз речь пойдет о немецкой школе «Б», которая состоялась в августе этого года. И тоже – в последний раз…

Дом Петера Козы представляет собой особое место на Земле. Небольшое частное подворье глухой словацкой деревушки «Велкий гроб», со всей очевидностью выпадает из современного мира, зависая где-то между поздним Средневековьем и Ренессансом. На эту датировку указывает решительно все: жилые постройки, колодец устаревшей конструкции, винный погреб с четырьмя гигантскими дубовыми бочками, персональная улица, которую Коза построил, исполняя мечту своего детства, маленькая часовенка, способная вместить лишь одного сидящего человека и, естественно, главное чудо – фехтовальный зал, оборудованный по последнему слову техники. Техники эпохи Ренессанса, конечно. Хотя, если быть точным, главное чудо, конечно, не зал даже, а сам маэстро Коза – человек без возраста и времени.

Стоит вспомнить, что Петер Коза, первый мастер всего социалистического лагеря, который серьезно принялся изучать историческое фехтование еще в 60-х годах прошлого века. Именно тогда, он - актер, режиссер и писатель, владеющий несколькими языками, принялся отыскивать любые источники информации по истории фехтования и, по мере возможности, применять их на практике.

Времена были, что называется, голодные. Информационно голодные. Информация по истории фехтования, по какой-то причине, скрывалась не хуже секретных документов. До интернета в те годы еще даже писатели-фантасты не додумались, а подлинные старинные учебники, которых в Чехословакии и так было крайне мало, хранились в специальных фондах и выдавались для знакомства только при наличии специального документа. Петеру Козе помогала работа в «Славконцерте». Опираясь на возможности этой крупной государственной организации, он и получил доступ к некоторым старинным трактатам, причем не только в Чехословакии, но и в соседней Австрии. Но, характерно, что свой информационный голод Петер тогда так и не утолил. И, более того, испытывает его до сих пор.

В этом смысле, примечателен эпизод, на который я обратил внимание в июле 2013 года, когда по нашему приглашению маэстро приезжал в Петербург для проведения мастер-класса по итальянской школе. Так вот, после первого рабочего дня, я отвез его в гостиницу. Посмотрев на часы, Петер радостно воскликнул: «О, еще только десять часов! Я успею немного поработать!»

Когда же я поинтересовался, какая работа может быть после тяжелого трудового дня, он показал мне репринтное издание трактата Иеронимо Кавалькабо (вторая половина XVI века), который в свободные часы переводил с языка оригинала на словацкий.

А надо отметить, что в вопросах перевода, Коза проявляет особенную тщательность. Достаточно сказать, что «Готские кодексы» Тальгоффера он лично переводил три раза (с интервалами в несколько лет), добиваясь максимальной точности!

…Немецкая школа фехтования мечом и щитом, которую маэстро Коза включил в раздел «Б», была воссоздана именно таким образом: скрупулезно, по точным авторским переводам старинных учебников, в которых были соответствующие главы по мечу и щиту, в течении многих лет. Так же в этой реконструкции, автор использовал разнообразную средневековую иконографию и некоторые текстовые документы. Причем, у этой реконструкции довольно оригинальная судьба.

Дело в том, что все те, кто сегодня берется за подобную работу, используют в качестве основы известный среди специалистов северогерманский учебник по фехтованию 1300 года, так называемый «Манускрипт I-33». Это закономерно: «Манускрипт I-33» является единственным средневековым учебником, в котором описывается исключительно фехтование мечом и щитом. И сейчас он свободно доступен в интернете для общественного пользования. Однако, когда маэстро Коза приступал к своей работе, такой учебник был неизвестен. Его обнаружили лишь в семидесятых годах XX века, информация о нем, а так же отдельные иллюстрации, начали появляться лишь в восьмидесятых, а его полные репринтные воспроизведения вообще можно датировать концом девяностых. Таким образом, когда копия этого трактата попала в руки к Петеру, вся его работа над воссозданием немецкого фехтования мечом и щитом была уже завершена. И что же? Начав сверять свою реконструкцию с первоисточником, маэстро убедился, что его версия во многом соответствует северогерманскому руководству. За исключением ряда деталей и нескольких приемов, которые и были включены в окончательную версию немецкой школы «Б».

Зная об особо щепетильном отношении Петера Козы к вопросам аутентичности, я не сомневался, что нас ждет действительно интересный и максимально приближенный к исторической правде семинар. И в этом я, конечно, не ошибся.

…12 августа, ровно в 10 часов утра, вооружившись щитами и мечами (из личного арсенала маэстро), наша небольшая группа выстроилась в ряд для постижения новых тайн средневекового фехтования. Как и положено в фехтовальном зале Петера, тайны начали раскрываться в незамедлительном порядке. Как скрыть истинную длину меча от противника? Как парализовать его оружие? Для чего можно использовать перекрестье, кроме защиты руки? Как использовать щит врага против него самого? Как продолжать бой в случае потери меча?

Щит и меч является основным оружием школы «Б». Однако, в эту систему включен еще вспомогательный вид – бой на алебардах. Если честно, я относился к этому разделу с недоверием. Ограниченность алебарды как фехтовального оружия была для меня очевидна. Кроме того, я совершенно не понимал, почему алебарда соединена в одном обучающем проекте с такой развитой самостоятельной фехтовальной школой как щит и меч. Тем более, что исторически, эти виды оружия соприкоснулись друг с другом на очень небольшом отрезке времени, когда щит и меч уже покидал поля сражений, а алебарда только утверждала свои права. Но, видимо, так уж устроен мастер Петер Коза, что он способен делать интересным любое фехтовальное явление. И алебарду в том числе. При ближайшем рассмотрении, алебарда оказалась довольно разнообразным и, в опытных руках, коварным оружием, которое, выражаясь языком самого Петера, «немилосердно рвет плоть».

Две четырехчасовые тренировки в день – большая нагрузка даже для действующего спортсмена. Но на семинаре Петера Козы после окончания тренировки занятие продолжалось дальше. После ужина все мы вновь собирались в фехтовальном зале за круглым столом, и приступали к изучению теории.

Значительным ее разделом стало изучение эволюции щита и знакомство с первоисточниками, по которым маэстро восстанавливал немецкую школу. Другим теоретическим блоком было изучение ключевых принципов немецкого средневекового боя. К этим принципам относится, в частности, понятие темпов, которые отрывочно описывались в различных немецких трактатах, и получили полную формулировку в учебнике Иоганна Лекюхнера. Кстати, теорию немецких фехтовальных темпов – vor, indes и nach, – мы изучали еще на семинаре по школе «А». Но, недаром говорят: повторенье – мать ученья. Я лично, сумел до конца понять эти принципы только теперь.

Но самое главное – Петер объяснил, почему он соединил в одном семинаре такие разные виды оружия. Оказывается, что алебарда имеет собственный раздел техники, ориентированный на ее использование против других видов оружия. И ярче всего эта техника проявляется именно во взаимодействии со щитом и мечом.

А вскоре, с этим взаимодействием мы познакомились и на практике.

…Пять дней наполненные немецким средневековым фехтованием с утра до вечера, пролетели как один миг. И, согласно плану, вечером пятого дня всех учащихся ждал практический экзамен, на котором мы демонстрировали четыре техники меча со щитом, и две техники алебарды. В результате, каждый получил соответствующую квалификацию, зафиксированную в уникальном сертификате с красной восковой печатью. В фехтовальном мире этот сертификат котируется чрезвычайно высоко. Имя Петера Козы сейчас становится достаточно известным, но еще более известны громкие имена его учеников, многие из которых уже стали мастерами и руководителями собственных школ. Две из них, наиболее крупные – немецкая Gladiatorix и чешская Merlet, – уже давно признаны и в мире фехтования, и в мире кино. И это особенно важно для настоящего учителя.

А вечером того же дня, по традиции, Петер Коза устроил для всех учащихся настоящий средневековый пир, приготовив блюда по старинным рецептам. Как обычно, звучали поздравления, пожелания, песни. И, конечно, планы на будущее.

И хотя теперь преподавание немецких школ Петер окончательно оставил для своих учеников, в его арсенале еще много сложных и интересных видов фехтования: итальянский и испанский Ренессанс, французское Барокко, сабля с арабскими мотивами… Их маэстро продолжает изучать и преподавать.

А это значит, что мы еще встретимся!

18.09.2014


Комментарии

Ваше имя
Ваш комментарий
Код на картинке
Отправить