Статьи

Помнить героев: Иван Ефимович Сивербрик.

ПОМНИТЬ ГЕРОЕВ. Иван Ефимович Сивербрик.    Я с детства хорошо помню одну романтическую но справедливую аксиому: страна должна помнить своих героев. Однако, мне так же известно, что желаемое не всегда соответствует действительности. Оба эти утверждения, в равной мере применимы... подробнее »

ТУРЕЦКИЙ КИНЖАЛ

ТУРЕЦКИЙ КИНЖАЛ

ТУРЕЦКИЙ КИНЖАЛ

 

А точнее – турецкие кинжалы. Ведь это оружие, в турецкой боевой традиции, принято использовать парой – по одному в каждой руке. Именно с такой техникой мы начали знакомиться еще в феврале прошлого, 2013 года, когда российская экспедиция специально посетила Турцию для изучения нескольких национальных боевых искусств. Одним из этих боевых искусств и стал турецкий бой на кинжалах «ханджар».

Тогда, это было лишь самое поверхностное знакомство. Теперь же, мы пригласили нашего преподавателя, турецкого матракчи Эфкана Чалиша вновь посетить наш город, для продолжения занятий. И в этот раз, знакомство с кинжалами оказалось более близким. По моей личной просьбе, Эфкан подготовил для нас программу, включающую старинный боевой танец. Тот самый, который мы видели в исполнении местных специалистов еще в Анкаре. Сейчас, нам предстояло выучить его лично.

Ханджар – узнаваемое оружие. Он представляет собой не слишком широкий, двулезвенный, как правило – изогнутый, клинок на характерной рукояти с расширенной головкой и основанием. Старые турецкие кинжалы, относящиеся к XVII веку,  имеют довольно тяжелые клинки, со слабым изгибом и сложной конфигурацией сечения – с долами и ребрами. Утолщенный кончик такого оружия прозрачно намекает на его основную функцию – пробивать кольчугу врага. Позже ханджар стал более простым и легким – видимо, идея пробойника отошла на второй план. В XVIII веке получили распространение два вида кинжалов – совсем прямые, и изогнутые. И, вероятно, именно тогда стала развиваться традиция обоеручного боя двумя кинжалами сразу.

Основная идея такого боя – непрерывное движение, с помощью которого боец как бы маскирует свои намерения. Теория, на первый взгляд, проста. Однако, эти самые маскирующие движения далеки от свободной импровизации. Вся работа оружием, вся техника маневрирования в этой системе подчинены довольно строгой двигательной матрице, которую вряд ли возможно восстановить по изображениям или описаниям. Но только вслед за изучением этих, базовых движений, можно приступать к дальнейшему знакомству с непосредственными приемами боя.

Таким образом, занимаясь реконструкцией этой техники, Эфкан Чалиш мог бы столкнуться с очевидно непосильной задачей. Если бы не тот самый танец. Точнее, сохранившихся боевых танцев в Турции много – сотни, если не тысячи. И именно в них, в этих танцах, дожила до наших дней уникальная двигательная основа турецкого ножевого боя. Для своей работы Эфкан использовал несколько танцев. Но нам он привез один - Erzurum Hanger Bari.

Интересно, что этот танец имеет довольно сложный сюжет, без знания которого довольно трудно понять, что именно делают танцоры. Сюжет этот основан на старинной легенде о двух друзьях…

В давние времена, два известных мастера полюбили одну девушку. И вот, чтобы решить этот классический спор, они договорились о поединке с использованием двух ножей. В назначенном месте, бойцы бросились друг на друга, нанося режущие и колющие удары. Но мастерство обоих было так велико, что ни один клинок не достиг цели. Тогда, поняв что они рискуют закончить поединок ничем, противники принялись наносить удары сами себе. Это оказалось более эффективным, и в один миг их кинжалы окрасились кровью…

Спустя некоторое время, бойцы прервали самоистязание, вполне удовлетворенные результатом дуэли. С тех пор, они оба отказались от девушки, и их связывала самая крепкая дружба.

Нам всем, вряд ли возможно понять причины, побудившие бойцов действовать подобным образом. Более того, даже Эфкан признался, что не до конца осознает смысл сюжета. Однако, техника, заложенная в этот танец, оказалась более очевидной.

Изучать танец, находя в нем признаки боевых движений – особенное занятие. Как и при знакомстве с настоящим боевого искусства, знакомство с танцем мы начали с шагов. По мере освоения базовых движений, техника усложнялась и насыщалась, к шагам добавились повороты, затем – прыжки и, наконец, засверкали ножи.

Впрочем, нет, не засверкали. Эфкан выдал всем нам мягкие тренировочные муляжи из мягкой цветной пенорезины. Что, впрочем, неудивительно! Этот танец гораздо опаснее многих других, ведь боевые движения оружием выполняются в нем практически в полный контакт!

Совершив, особым образом необходимые передвижения, танцоры, разбившись на пары, разворачиваются лицом друг к другу и начинают «сражаться». Поединок совершенно условный, но боевые движения в нем вполне узнаваемы. Хотя, на мой взгляд, движения оружием, как ни странно – не самая главная боевая составляющая Erzurum Hanger Bari. Гораздо важнее выглядит специальная психологическая подготовка исполнителей. Дело в том, что боевые элементы танцоры делают сериями, поочередно, совершая предельно быстрые движения клинками прямо перед лицом партнера. Так вот, этот самый партнер, продолжая танцевать ногами, должен убрать руки за спину и спокойно смотреть на мелькание клинков. Не моргая глазами! Затем, понятное дело, исполнители меняются ролями. Теперь тот, что занимал пассивную позицию – атакует, а бывший атакующий перебирает ногами и широко открытыми глазами смотрит на острые лезвия, порхающие в непосредственной близости от лица.

Но и это еще не все. По сюжету, битва разгорается. И вот, оба танцора, начинают прыгать. Учитывая, что клинки все так же вращаются перед их лицами, эта часть танца смотрится буквально как серьезная трюковая работа. К тому же, во время прыжков, атакующий начинает разнообразить свой боевой арсенал, периодически добавляя к атакам в лицо режущие удары по животу, от которых обороняющийся должен отклониться с помощью собственного прыжка с особым прогибом.

Добавлю, что изучение танца потребовало от всех нас еще и физической устойчивости, поскольку комбинации прыжков и ударов оказались довольно изнурительными.

Наконец, отчаявшиеся бойцы принялись атаковать сами себя. Соответственно, танцоры имитировали эти движения, после чего, издав боевой клич, застыли в героических позах…

Стоит отметить, что после изучения и довольно длительного исполнения Erzurum Hanger Bari, все мы действительно восприняли прикладную часть семинара с относительной легкостью и, надеюсь, с большей точностью, подлинностью. Все последующие примы – маневры, атаки, защиты с многочисленными порезами атакующих конечностей противника органично легли в двигательную матрицу танца, придав всему происходящему ни с чем несравнимый турецкий колорит. А это, для изучающего национальные боевые традиции, пожалуй, самое важное.

Остается только пожалеть о том, что не все народы смогли так бережно сохранить свои боевые танцы.

В течении двух дней, танец Erzurum Hanger Bari оставался центральным событием нашего семинара. Но не единственным! Наряду с ножевым боем, под руководством Эфкана Чалиша мы изучали турецкую саблю клыч, ятаган, а так же матрак – состязательную традицию с тренировочными мечами и щитами, которая сейчас привлекает все больше поклонников в Турции.

А в заключении, Эфкан напомнил нам о приглашении, которое мы получили от кандидата в министры спорта Турции господина Сельчука Оздага еще в феврале. Таким образом, путешествие в Измир – один из древнейших городов Средиземноморского бассейна – намечается на июнь 2014 года, и в ближайшее время мы начнем формировать группу российских любителей национального фехтования. И возможно, в этой поездке нам доведется не только изучить старинные техники турецких боевых искусств, но и как следует потанцевать.

Тем более, что на турецкой земле идейный разрыв между танцем и боем не так уж и велик!


Комментарии

Ваше имя
Ваш комментарий
Код на картинке
Отправить