БАРТИТСУ В СССРБАРТИТСУ В СССР
Новомодное (когда-то) боевое искусство бартитсу, созданное Бартоном Райтом в самом конце XIX века продержалось на плаву считанные годы. Академия бартитсу закрылась уже в 1903 году. Но именно в этом году детищу Райта суждено было сделать шаг в бессмертие. В рассказе Артура Конан Дойля «Пустой дом» бартитсу (в слегка ошибочном написании «баритсу») упоминается как некая загадочная японская борьба, которой владел сам Шерлок Холмс… Спустя 76 лет этой борьбой пришлось «овладеть» известному советскому постановщику трюков Николаю Николаевичу Ващилину. Сегодня, мне удалось побеседовать с ним. В принципе, бартитсу в СССР не было и быть не могло. Во времена Советского Союза об этой таинственной боевой системе не помнили даже в Западной Европе (напомним, европейское возрождение бартитсу датируется буквально 2000 годом). Однако, такая ситуация никак не устраивала режиссера Игоря Масленникова, который в 1979 году приступил к работе над новой серией фильмов о Шерлоке Холмсе. Само название очередного киношедевра – «Смертельная схватка» – предполагала как минимум файт-action. А конкретизация вида борьбы со стороны Конан Дойля потребовала совершенно не типичных для советского кинематографа творческих поисков. Работа по созданию уникальной схватки легла на плечи известного советского постановщика трюков Николая Ващилина, который, к тому времени уже тесно сотрудничал с Игорем Масленниковым. Во всяком случае, в первой серии цикла, повествующей о знакомстве Шерлока Холмса и доктора Ватсона, боксерский поединок в викторианском стиле ставил именно Николай Николаевич. И вот – новая работа. Хотя в первой серии Холмс и продемонстрировал высокое боксерское мастерство, победив чемпиона полка, да еще и (по утверждению главного героя) одной рукой, для схватки с Мориарти общеизвестные навыки явно не годились. Да к тому же, эта самая «баритсу». Ващилин отнесся к делу чрезвычайно серьезно. Для начала он обратился в государственный университет, на кафедры филологии и востоковедения, в попытках отыскать корни неизвестной борьбы. Результат, как нетрудно догадаться – нулевой. О такой ерунде как баритсу среди серьезных ученых никто даже не слышал. Единственно, о чем удалось узнать, так это о моде на джиу-джитсу, которая существовала в те времена в Англии. Тогда Николай Николаевич воздвиг собственную теорию (ошибочную, как мы сейчас знаем), согласно которой никакой баритсу не существовало и все это плод безудержной фантазии Конан Дойля. Окончание слова, мол, взято от джиу-джитсу, а начало – чистый вымысел ради экзотического тумана. Таким же вымыслом, следовательно, должна быть и постановка боя в фильме. Так был решен вопрос с историчностью. Следующим шагом в работе постановщика, стал поиск концепции. Надо сказать, что Николая Ващилина в тот период очень интересовали вопросы борьбы добра и зла. К тому же, незадолго до съемок, он прочитал книгу чекиста-философа Ивана Ильина «О противлении злу силой», а так же некоторые работы Бердяева по этому же вопросу. Не слишком популярная для СССР тема, выводящая на первый план героя-одиночку, оказалась очень подходящей для удаленного во времени и пространстве английского сыщика. И Ващилин сформулировал концепцию постановки предельно просто: борьба добра и зла. Вопросом номер три стал подбор актера на роль профессора Мориарти. Первоначально, Игорь Масленников прочил эту роль самому Иннокентию Смоктуновскому. А во время поединка, его должен был дублировать каскадер Виктор Евграфов. Однако, Евграфов сумел всех удивить. Он так поработал над своим образом (горб, немигающий взгляд), что режиссер утвердил именно его. К большой радости своего шефа по трюковому цеху Николая Ващилина. Выбор оказался безупречным. Виктор Евграфов воплотил именно то абсолютное зло, которое было необходимо создателям картины. А заодно прекрасно отработал сцену битвы. Только вот с голосом каскадера возникли трудности (этот голос оказался далеко не таким же богатым, как внешность), поэтому его озвучивал Олег Даль. И вот, при полном комплекте необходимых составляющих (историческая основа, концепция, актеры), Николай Николаевич Ващилин приступил к работе. Придумывание и разучивание боя заняли два месяца. На первый взгляд кажется, что набор движений в этой постановке довольно простой. Но если присмотреться, можно заметить некую логику, которую явно соблюдает каждый персонаж. Это – след концепции борьбы добра и зла, о которой мы уже упомянули. Основная ее суть – в самоуничтожительности зла. Действительно, герой Василия Ливанова ни разу не наносит первых ударов по своему противнику, все его атакующие действия являются, в некотором смысле, жесткой самообороной. И, самое главное, Мориарти, в конечном счете, погибает сам, срываясь в пропасть, в то время, как Шерлок Холмс борется за жизнь, цепляясь за камни! Репетиции проходили каждый день, так как Ващилин хотел добиться абсолютного автоматизма и предельной стремительности в каждом движении. Кстати, сам постановщик до сих пор не вполне доволен итоговым результатом. По его мнению, в некоторых случаях резкости и динамики явно недостаточно. Но зато точно удались другие важные вещи. Схватка получилась действительно смертельной, довольно разнообразной, но главное – в ней видно присутствие определенного стиля, нехарактерного ни для бокса, ни для джиу-джитсу. То есть, создателям битвы удалось нафантазировать именно баритсу. В той исторической основе, которую первоначально вычислил постановщик. Съемки проходили в Абхазии, на фоне Гегского (Черкесского) водопада, который серьезно усиливался во время дождя. Площадка для битвы представляла собой поляну для пастбища овец. Небольшой закуток этого пастбища соединялся с каменной стеной, а с другой стороны плавно спускался метра на два. Именно этот природный отсек режиссер присмотрел для action. Битву снимали большим количеством дублей. Труднее всего далось самое начало – гипнотический полет шляпы и знаменитый удушающий бросок профессора Мориарти. На один этот бросок ушло около двадцати дублей – настолько важна была постановщику резкость первой атаки! Собственно, сам Николай Ващилин до сих пор считает, что этим броском следовало бы и ограничиться. Но художественная задача требовала иного решения. И вот, съемки мирного советского сериала превратились в работу над батальной эпопеей с невероятно продолжительным поединком, который, в дальнейшем, частично вошел и в следующую серию фильма, на этот раз – в виде рассказа-воспоминания самого Холмса. Результат, если и не превзошел все ожидания, то, как минимум, произвел неизгладимое впечатление на советских зрителей. Особенно на детско-подростковый контингент. После выхода картины на экраны, многие мальчишки (и я, в том числе) принялись тщательно изучать эту странную борьбу, опираясь на фильм как на единственный источник. Единственный, потому что и в самом деле, ни одна русскоязычная книга не несла ни грамма информации по такому актуальному для всех нас вопросу. И вот, удушающий бросок профессора Мориарти, сопровождаемый фирменной пальцевой манипуляцией стали своеобразным знаком, визитной карточкой нового старинного стиля боя. А ведь на настоящее бартитсу все это никоим образом не похоже! Зато, как ни странно, очень похожа на этот синтетический стиль другая батальная сцена, о которой мы здесь уже упоминали. Речь идет о боксерском поединке Шерлока Холмса и доктора Ватсона, который состоялся в фильме «Знакомство». Стимульным материалом для создания этой сцены, Ващилину послужил английский фильм режиссера Роберта Болта «Леди Каролина Лэм», вышедший в 1972 году. В этом фильме как раз присутствовала сцена бокса в викторианском стиле. Именно этот стиль и постарался воспроизвести Николай Николаевич и… попал в самую точку! Ведь техника рук бартитсу без изменений воспроизводила английский классический бокс! P. S. В начале осени, мне удалось тесно пообщаться с одним из мировых лидеров современного бартитсу Тони Вульфом. Приятно было узнать, что он знаком с советским сериалом о Шерлоке Холмсе и прекрасно помнит схватку у водопада. Но еще приятнее было услышать слова высокой оценки этой работы. Тони отметил значительную напряженность, драматизм советской версии поединка, а так же его пластическую интересность. А мне лично, особенно приятно было донести эти слова до самого постановщика этого знаменитого боя, Николая Николаевича Ващилина.
кадры со съёмочной площадки предоставлены сайтом 221b.ru. КомментарииПри постановке таких сцен,особенно с актёрами, важно найти стиль / соответствие формы и содержания/ ,отобрать наиболее выразительные приёмы и создать драматическое действо в нужном темпе и ритме, нужной длительности и подходящее психо-физической природе самих актёров и их персонажей...Для меня важным была не только сама схватка и её финал ,но и прелюдия: разминка Холмса, пассы с плащом профессора Мориарти и выбрасывание им ножа, замеченного зорким Холмсом...Важно было , чтобы зритель вспомнил тренировку по боксу Холмса и Уотсона и понял, что тут, не соревнование, тут дела посерьёзнее... 24.10.2019, 00:54 |