Статьи

Помнить героев: Иван Ефимович Сивербрик.

ПОМНИТЬ ГЕРОЕВ. Иван Ефимович Сивербрик.    Я с детства хорошо помню одну романтическую но справедливую аксиому: страна должна помнить своих героев. Однако, мне так же известно, что желаемое не всегда соответствует действительности. Оба эти утверждения, в равной мере применимы... подробнее »

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА "ВЕЛИКОЛЕПНОГО ВЕКА"!

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА "ВЕЛИКОЛЕПНОГО ВЕКА"!

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВЕЛИКОЛЕПНОГО ВЕКА

 

Согласно известной польской поговорке, «Венгерец бьет слева направо, москаль сверху, турчин на себя, а поляк крест-накрест машет своей саблей!» (Wegier cial na odlew, Moskwicin z gory, Turczyn ku sobie a Polak krzyzowej sztuki zazywal).

За прошедшие пару лет нам удалось довольно подробно узнать именно насчет поляка. Специальные семинары, которые организовывала наша школа, совместно с уникальным польским специалистом Янушем Синявским, открыли для нас целый мир польской фехтовальной культуры, сфокусированный вокруг оригинальной крестовой школы.

При этом, сам пан Синявский, совершенно обоснованно утверждал, что предшественницей полькой сабли (и, соответственно, крестовой школы), была сабля турецкая. Со своей, турецкой, школой фехтования. Правда, как эта школа точно выглядела, Януш не знал. Строго говоря, имеющаяся информация о ней и сводилась к той самой поговорке, в которой замечено, что бьет «турчин на себя».

В то время, и я не имел никаких контактов с нашими турецкими коллегами. Более того, я вообще не был уверен, что в Турции существуют специалисты по историческим национальным видам фехтования. До тех пор, пока в отечественный прокат не вышел популярный турецкий исторический сериал «Великолепный век». Именно в этом сериале была показана старинная боевая игра, обозначенная незнакомым словом «матрак». А заодно появился и изобретатель этой игры, знатный польский вельможа Матракчи.

Информация для кино, а так же боевые сцены не появляются из воздуха. И то, что мне удалось увидеть и услышать о матраке и Матракчи, явно указывало на присутствие постановщика боев, узкоспециализированного специалиста, который, по идее, должен был знать и уметь несоизмеримо больше, чем показано в фильме.

А теперь позволю себе небольшое лирическое отступление. Я очень люблю свою жену Наташу. А она любит качественные сериалы, иностранные языки и интернет. Поэтому именно она первой обнаружила признаки национального фехтования в «Великолепном веке», а мне не надо было долго думать, чтобы понять, к кому обратиться за помощью. По моей просьбе, Наташа очень быстро нашла специалиста, который работал в сериале, и вышла с ним на связь.

Им оказался известный в Турции мастер боевых искусств, господин Эфкан Чалиш. Интересно, что в Турции он носит звание «матракчи», что означает – самый главный специалист в стране по национальным боевым искусствам. Причем, понятие «самый главный в стране», для Турции далеко выходит за пределы ни к чему не обязывающего почетного звания. Современный матракчи, например, работает под эгидой и при поддержке правительства, обладает определенными полномочиями и имеет дипломатический паспорт для свободного перемещения по миру.

Переговоры оказались не долгими. Эфкан Чалиш с радостью принял наше приглашение и в июне этого, 2012 года, впервые в России, состоялся двухдневный семинар по традиционным турецким боевым искусствам с оружием.

…Да, как это обычно бывает, специалист высокого класса по постановке боевых сцен, в кино не может раскрыть и десятой доли своего искусства. Видение режиссера, возможности актеров и динамика съемочного процесса очень ограничивают деятельность постановщика. Но тем интереснее оказывается личное знакомство с этим специалистом и его мастерством. Так случилось и в этот раз. Постановщик боевых сцен сериала «Великолепный век», матракчи Эфкан Чалиш привез в Россию целую коллекцию боевых искусств, с которыми мы не были знакомы вообще, или о которых мы имели лишь самое смутное представление.

И именно тогда мы узнали, что значит «Турчин на себя»!

Действительно, главное движение, на которое Эфкан сразу начал обращать наше внимание, это долгое протягивание (потяг) оружия на себя. Для руки, привыкшей к сухой рубящей техники, такое протягивание оказывается достаточно сложным элементом, заметно снижающим эффективность боя. Однако, Эфкан заверил нас, что протягивание необходимо делать даже ценой снижения скорости и эффективности, и только тогда, рано или поздно, начнет проявляться именно турецкая режущая техника. Для отработки техники в Турции традиционно используется два вида тренировочного оружия: специальная дубинка, обмотанная мягким материалом, и деревянная сабля, в точности повторяющая очертания турецкого клыча. Первая хорошо подходит для состязаний, вторая – для знакомства со спецификой изогнутого клинка. Важный момент – щит. Традиционно, клыч используется только в комплекте с легким круглым щитом, который не только защищает, но и активно используется для различных действий на оружие противника.

Здесь, кстати, и кроется самое заметное отличие техники клыча от техники ятагана. Несмотря на то, что ятаган, можно сказать, оружие прямо противоположное клычу – он короче и имеет заточку с вогнутой стороны – техника удара принципиально схожа. То есть, ятаганом так же наносятся удары исключительно режущие. А вот отсутствие щита – характерная черта, связанная с традицией использования этого оружия. Дело в том, что ятаган, в большинстве случаев, был оружием гражданским, или полицейским. Отсюда и его меньшие размеры, и не военная (без щита) комплектация. И, кстати, на гражданской службе, ятаган имел не одну боевую поверхность, а две. Во многих случаях, его разворачивали обухом вперед, для более мирного, менее кровавого урегулирования конфликтов. Для тренировок же, так же используют специальные деревянные ятаганы, точно повторяющие очертания боевых.

Третий вид боевого искусства, с которым нас познакомил матракчи Эфкан, собственно, матрак.

Матрак представляет собой тренировочно-состязательную традицию, появившуюся еще в XVI веке, когда самый первый, легендарный Матракчи (для которого это слово было еще не званием, а именем), изобрел незатейливое снаряжение: мягкий щит, и короткую дубинку, обмотанную войлоком. По его идее, этот гарнитур должен был обеспечивать правильный досуг воинов в мирное время. Игра с мягким оружием прижилась среди турецких воинов и даже пережила века.

В настоящее время матрак (во многом, усилиями Эфкана Чалиша) возрождается в Турции, обретая второе дыхание. К старинному снаряжению в современном мире еще добавился специальный мягкий шлем, что сделало упражнения совсем безопасными. Правила матрака настолько простые, что уже к концу семинара, наши учащиеся смогли провести небольшое соревнование, для практического закрепления пройденного материала.

Техника же этого вида основана на технике клыча со щитом. Правда, с одной существенной разницей: в матраке отсутствует тот самый специфический «потяг», обеспечивающий удару саблей режущие свойства. Зато, в традиции матрака существует оригинальная версия без щитов. В этом случае, каждый противник вооружен двумя дубинками. Кстати, такой вид состязания показан в одной из серий «Великолепного века».

Ну и четвертый вид, с которым мы успели познакомиться, основан на использовании боевого кистеня – ударно-раздробляющего холодного оружия в виде небольшой гирьки на цепочке или веревочке. В боевой традиции Турции, для тренировок и состязаний с этим оружием тоже разработана особая игра – томак. Оружие для томака представляет собой интерпретацию на тему матрака. Это довольно длинная веревка с кожаной рукояткой с одной стороны и мягким утяжелением с другой. Для боя на этом оружии так же, в большинстве случаев, используют щит. Причем область поражения в томаке показалась нам очень необычной. Удары кистенем здесь следует наносить… по спине! По мнению турецких воинов, спина – самое трудное для поражения место. Поэтому считается, что если боец сумел ударить спарринг-партнера именно по спине, то в реальном бою, наносить более простые но более актуальные удары (по голове) он точно сможет.

Двухдневный семинар, состоящий из практической и теоретической частей, не смог вместить весь арсенал традиционных турецких техник. Успев лишь едва прикоснуться к наиболее мощным и типичным боевым школам, мы намеренно оставили в стороне такие явления турецкой боевой культуры как нож, копье, разнообразные боевые танцы… Намеренно, потому что знакомство с ними впереди! Ведь согласно нашей традиции, следующим шагом в освоении национальных видов фехтования, станет ответный визит русской группы бойцов прямо на родину ятагана и матрака. И наш друг Эфкан Чалиш уже подготовил уникальную программу, основанную на методе интенсивного погружения, в которую войдут все виды оружия и боевые традиции, а так же посещение исторических мест, музеев, приобщение к национальной кухне, изучение боевых танцев и ритуалов…

Ну а лично меня, в самом конце нашего семинара ждал неожиданный большой подарок. Проведя все необходимые обряды, матракчи Эфкан Чалиш, назначил меня султаном, уточнив, что я теперь являюсь первым русским, имеющим такой титул. А чтобы титул этот не был голословным, Эфкан подарил мне настоящий турецкий ятаган с арабской надписью на клинке.

«Без нужды не вынимай, без чести не вкладывай» – гласит эта, общая для всех фехтовальщиков мира надпись. И, последнее время, мне все чаще приходится извлекать мой ятаган из ножен, чтобы снова потренировать знаменитую технику «турчин на себя». Ведь новый семинар не за горами! Эфкан готовится встречать первую русскую фехтовальную группу уже в конце февраля!


Комментарии

Ваше имя
Ваш комментарий
Код на картинке
Отправить