КЛУБ БАРТИТСУ В РОССИИКЛУБ БАРТИТСУ В РОССИИ 1 ноября 2009 года несомненно должно стать важной памятной датой для всех любителей боевых искусств России. Ведь именно в этот день, в нашу страну наконец-то проникло загадочное боевое искусство бартитсу. Более известное, впрочем, широкой публике как «борьба баритсу». В прошлый раз мы писали о превратностях становления этой синтетической системы, которая считается первым боевым искусством, соединившим в себе достижения восточной и западной боевых культур. Сегодня мы расскажем о его приходе в современную Россию. Приход этот начался приблизительно год назад. Именно тогда нам пришло приглашение для участия в международном турнире по артистическому фехтованию в Савоне. Читая описание культурной программы, сопровождающей соревнование, я обратил внимание на мастер-класс по бартитсу, который обещал давать некто Тони Вульф, американец новозеландского происхождения. К тому времени, о бартитсу я имел лишь весьма поверхностное представление и, более того, был уверен, что в активной форме этой системы сейчас вообще не существует. Поэтому, познакомившись с программой, мы, вместе с моим партнером Галиной Черновой записались на этот (довольно дорогой, кстати) мастер-класс.
Должен признаться, что мастер-класс в Савоне меня несколько разочаровал. Хотя Тони Вульф и продемонстрировал великолепную и, явно старинную, технику, общее содержание занятия для нас оказалось достаточно поверхностным. Элементарные приемы самообороны тростью, небольшой набор боксерских движений в стиле Шерлока Холмса… На этом бы наше знакомство с бартитсу и закончилось. Если бы не продолжилось знакомство с Тони Вульфом! При дальнейшем общении нам удалось прояснить для себя современное состояние бартитсу. Оказывается, дела этого направления в мире не так уж плохи! Существует несколько центров, практикующих и развивающих эту старинную культуру, более того, по бартитсу изданы книги. А самое масштабное исследование принадлежит перу самого Тони, который и является признанным мировым лидером этого вида. После отъезда Тони из Италии, мы продолжили общение на тему бартитсу с Раном Артуром Брауном, итальянским авторитетом в мире постановочного фехтования. Его деятельность в области бартитсу оказалась очень специфичной: используя фактуру этой боевой системы, Ран преподает ее в виде артистического искусства. Кстати, именно эта форма позволяет особенно широко раскрыться такому направлению как «необартитсу», представляющего собой смесь классического бартитсу с большой долей пластических фантазий. В итоге, общение с Раном подтолкнуло нас к идее организовать семинар по бартитсу в Петербурге. При этом сам Ран взял на себя все обязательства по его проведению. Интересно, что для России подобный опыт оказался первым. То есть, впервые европейский специалист по артистическому фехтованию официально посетил нашу страну для проведения собственного авторского тренинга. О результатах этой акции судить еще рано. Но можно точно констатировать, что теперь практика приглашения зарубежных фехтмейстеров будет развиваться. Что, в общем-то, соответствует и всей общеевропейской традиции. К примеру, я лично знаю людей (немцев, французов, итальянцев), которые на протяжении нескольких лет занимаются ретро фехтованием только на мастер-классах, без регулярных посещений зала и учителя. И ведь эти люди выступают на соревнованиях! Нельзя сказать, что этот первый опыт прошел идеально гладко. К примеру, наши расчеты по количеству студентов оказались ошибочны. Но ведь и рекламную компанию мы использовали минимальную! Зато те, кто все-таки добрались в этот день до фехтовального зала нашей школы, уж точно остались довольны. Шестичасовую программу семинара Ран разбил на две части. Первая была посвящена безоружному разделу бартитсу. И, наряду с этим – подготовке тела и духа к выступлению на сцене. Первые минуты тренировки многим показались банальными – несколько движений, напоминающих айкидо, знакомы, наверное, всем. Однако, на смену простым формам, очень быстро пришли более насыщенные и интересные. А затем учащимся пришлось самим изобретать новые приемы, что оказалось большой неожиданностью для людей, привыкших, прежде всего, повторять движения преподавателя. Вторая часть семинара включала в себя технику английской (а точнее – швейцарской, ибо таковы ее исторические корни) трости. И в этот раз учащимся пришлось пофантазировать, поскольку без этого элемента не обходится ни один европейский тренинг. Но самым интересным разделом семинара стал экзамен, во время которого, все учащиеся попарно демонстрировали вновь обретенные навыки: как с оружием, так и без него. При этом Ран Браун подробно прокомментировал работу каждой пары, удивительно точно выявив все ошибки и достоинства выступающих. Наконец, наш преподаватель познакомил всех студентов с теоретической концепцией, по которой ставятся, исполняются и, что самое главное, судятся бои в мире артистического фехтования. Полагаю, нам всем еще эту концепцию предстоит осмысливать. А о ее сути – в следующий раз! И примечательно, что этот первый семинар прошел именно в Петербурге. Ведь возможно, именно Петербург, как особая европеизированная среда, особенно подходит для развития нового обучающего направления. Хотя, приятно отметить так же и то, что на данный момент мы имеем уже заявки, к примеру, из Москвы. А это значит, что скоро мы начнем регулярно приглашать специалистов ретро фехтования самых различных направленностей. И, таким образом, вместе мы создадим новый слой русских специалистов нового, европейского уровня. |