МАТРАК И СОВРЕМЕННОСТЬМАТРАК И СОВРЕМЕННОСТЬ Мы уже неоднократно писали о национальных боевых искусствах Турции, которые, за последние годы, отчетливо обрели «второе дыхание», благодаря деятельности уникального специалиста, матракчи (то есть – самого главного в стране мастера по матраку) Эфкана Чалиша. Наше знакомство с Эфканом состоялось в июне 2012 года. Именно тогда, матракчи приехал в Санкт Петербург, и провел свой первый мастер-класс по матраку – старинной турецкой боевой игре со щитами и мягкими дубинками. Надо сказать, что на тот момент, в России об этом боевом искусстве не было известно вообще ничего. К примеру, во всем русскоязычном интернете тогда можно было найти лишь одно мимолетное упоминание о матраке, в небольшой дипломной работе посвященной играм в Османской Империи. Между тем, история матрака насчитывает без малого пять веков, а техническое богатство, философия, идеология и воспитательное значение этой дисциплины однозначно ставят его в один ряд с самыми выдающимися боевыми искусствами мира. Изобретенная в XVI веке, эта игра была предназначена специально для воинов. С ее помощью, они постоянно оттачивали свое мастерство в мирное время, а так же проводили обучение. А поскольку матрак оказался очень зрелищным единоборством, он стал важной частью национальных праздников. Воинов с яркими мягкими дубинками можно видеть на старинных турецких миниатюрах. Один из видов такого состязания, Эфкан Чалиш продемонстрировал в известном турецком сериале «Великолепный век». С тех пор, Международная Академия Фехтовальных Искусств организовала еще один приезд господина Чалиша в Петербург, а так же провела два больших семинара на «исторической Родине» матрака, то есть, непосредственно в Турции. И сейчас, мы уже можем говорить не только об этом уникальном боевом искусстве, но и проследить некоторую тенденцию его современного развития. Действительно, Эфкан Чалиш, а вместе с ним турецкие национальные боевые искусства (прежде всего матрак) не стоят на месте! За последнее десятилетие, в их развитии можно выделить три значительных этапа. Первоначально, поиски будущего матракчи были сосредоточены в области научной работы. Первые годы, его деятельность скорее напоминала труд ученого, который проводит большую часть своего рабочего времени в библиотеках и институтах. Эфкану, например, в его исканиях помогали два института истории. Вторым слагаемой этой реконструкции стали национальные боевые танцы, которые господин Чалиш специально изучал. Именно таким путем, искусство матрака, а так же другие забытые виды боя с оружием, заново появлялись на свет. Историческое исследование и стало первым этапом современной истории матрака, клыча и ятагана. Когда же, наконец, первые результаты этой работы оформились в более или менее полноценные, узнаваемые школы, Эфкан получил приглашение из мира кино и приступил к работе над национальными боевыми сценами в сериале «Великолепный век». Тем самым, был ознаменован второй этап развития матрака в Турции. Хотя, правильнее сказать, что благодаря широкой известности этого сериала, второй этап распространился далеко за пределы страны. Хорошее дело должно быть популярным. И работа в кино принесла Эфкану вполне заслуженную, хотя и узкоспециализированную известность. Именно благодаря сериалу, кстати, матрак стал известен и в России. А на Эфкана и его деятельность обратили внимание высокопоставленные турецкие спортивные чиновники. И так начался третий этап развития матрака. Спортивный. Этот этап продолжается и сегодня. Таким образом, пройдя заново весь свой путь развития, матрак снова обращается в то, чем он был изначально – спортивная игра для тренировок и соревнований. И сам матракчи такую судьбу для своего детища считает совершенно правильной. Именно поэтому, каждый обучающий семинар или турнир, он превращал в спортивное событие особой национальной важности, оповещая о нем все уровни местной спортивной администрации. Администрация, надо отметить, относится к патриотическим инициативам Эфкана Чалиша с симпатией и, возможно, в ближайшее время матрак ждет государственное признание в качестве официального вида спорта. Приятно наблюдать за успехами своих друзей. Но мы, решили немного опередить события, и принять матрак в качестве вида спорта уже сейчас. Именно поэтому, Международная Академия Фехтовальных Искусств внесла предложение Международной Конфедерации Боевых Искусств о приглашении команды по матраку на ближайшую Олимпиаду боевых искусств, которая состоится в апреле 2015 года. В предварительных беседах, Конфедерация ответила положительно, и школа Эфкана получила первый, пока еще неофициальный, вызов. При благоприятном стечении обстоятельств, на предстоящей Олимпиаде можно будет ожидать новое красочное зрелище, которое мир традиционного боевого спорта еще не видел. В самом деле, на сегодняшний день, на международной спортивной арене (на уровне государственных спортивных федераций) нет ни одного вида спортивно-боевого единоборства использующего в качестве оружия щит и меч. И матрак вполне способен занять эту интереснейшую нишу. Тем более, что турецкие бойцы уже давно готовы к подобной экспансии. В свою очередь и Россия, в лице нашей Академии, уже знакома с матраком довольно близко. Во всяком случае, ближе чем вся остальная часть западного мира. И подготовить команду для встречи турецких гостей мы не только можем, но и хотим. Получится ли провести командный турнир уже на ближайшей Олимпиаде, пока неизвестно. Но организовать рейтинговый бой между русским и турецким бойцами мы точно способны. Подобные бои, представляющие тайский бокс, кэндо и другие боевые искусства, проводились на открытии Олимпиады 2014, и вызвали большой интерес спортсменов, зрителей, и журналистов. А интерес, это именно то, что нужно новому, развивающемуся единоборству в первую очередь. 25.09.2014 |