Статьи

Помнить героев: Иван Ефимович Сивербрик.

ПОМНИТЬ ГЕРОЕВ. Иван Ефимович Сивербрик.    Я с детства хорошо помню одну романтическую но справедливую аксиому: страна должна помнить своих героев. Однако, мне так же известно, что желаемое не всегда соответствует действительности. Оба эти утверждения, в равной мере применимы... подробнее »

НАД ВСЕЙ ИСПАНИЕЙ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО!

НАД ВСЕЙ ИСПАНИЕЙ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО!

НАД ВСЕЙ ИСПАНИЕЙ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО!

 

 

И не только безоблачное, но еще и ослепительно солнечное! Именно так родина дестрезы встретила первую российскую фехтовально-исследовательскую экспедицию проекта Историческая Родина. А «метод интенсивного погружения», положенный в основу этого замысла сработал дважды: в методологическом смысле, и в прямом – в виде группового причащения водами Гибралтара и Средиземного моря.

Но – все по порядку!

Идея проекта проста до очевидности. Ее даже идеей трудно назвать, потому что суть замысла настолько элементарна, что кажется, будто бы она всегда лежит на поверхности. Более того, в области языкознания, метод интенсивного погружения давно признан и широко практикуется. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что французский язык, к примеру, целесообразнее изучать во Франции, английский – в Англии и так далее. То есть, в среде носителей языка и языковой культуры.

В нашем же случае, метод интенсивного погружения работает на повышение интенсивности и, самое главное, точности изучения национальных видов фехтования. При этом главным козырем, наряду с квалификацией преподавателя, здесь становится уникальная национальная среда, включающая в себя все многообразие духовной палитры нации – музыку, язык, архитектуру, традиции, кухню и даже сам воздух! То есть все то, что окружало то или иное направление боевого искусства в моменты его формирования и развития. Соглашусь, что данная предпосылка не так очевидна, как в случае с изучением языков, однако же, и боевые искусства, в сфере высших своих проявлений заметно отклоняются от рамок формальных правил, с явным тяготением в сторону именно духовных составляющих!

Впервые, идея Исторической Родины возникла около пятнадцати лет назад. Причем – вся и сразу. Все главные составляющие проекта сложились одновременно, так, как если бы они представляли собой единое целое. Но в то время, наша школа еще не имела достаточных знаний и мощностей для ее реализации. Поэтому все последующие годы ушли на «набор качества», без которого уникальная исследовательская экспедиция рисковала превратиться в банальный туризм. В этот набор качества вошли и специальные методические разработки, и повышение квалификации преподавательского состава на европейских семинарах и даже этапы завоевания международной известности, необходимой для приобретения мировой оценки первого прецедента и его дальнейшего развития.

Словом, подвергнутая выдержке как хорошее вино, идея Исторической Родины получила реализацию жарким летом 2010 года в Испании, на земле Сида, дон Кихота и Кармен.

Помимо преподавателей, в экспедиции приняли участие девять человек, в основном – из Санкт Петербурга и Москвы. Но приятно отметить, что один учащийся прибыл на наш семинар из Греции, придав всему проекту, таким образом, международный статус. Общий старт состоялся 26 июля 2010 года в 17 часов 50 минут, когда наш самолет оторвался от взлетной полосы аэропорта Пулково, открыв, как я надеюсь, новую эру в технологиях изучения искусства фехтования. Первым пунктом назначения стал город испанских королей – Мадрит.

Согласно плану, процессу обучения в нашей экспедиции должен был предшествовать четырехдневный этап культурной программы. Именно этот этап во многом отвечал за то самое интенсивное погружение, наполняя наших студентов плотью и кровью Испании. И самое первое наполнение ждало всех желающих в старейшем ресторане мира – Ботин, который открылся в 1725 году. Примечательный, кстати, год. Наряду с рестораном, он подарил миру Джакомо Казанову а так же некий королевский указ, запрещающий испанским простолюдинам носить длинноклинковое оружие и заодно ограничивающий его производство. К счастью, это ограничение оказалось не слишком фатальным, в чем мы смогли убедиться, посетив королевскую оружейную палату, являющуюся вторым по величине собранием средневекового холодного оружия в Европе. Трудно переоценить влияние оружейных коллекций на умы фехтовальщиков! Прогулку по двум этажам рыцарских залов можно смело отнести к наиболее удачным попаданиям нашей культурной программы.

Не менее важным смыслом для любого служителя шпаги наполнен и другой испанский город – Толедо – который ждал нас на второй день путешествия. Еще со Средних веков этот город стабильно занял одно из первых мест в умах многих европейских бретеров. Бренд «Толедский клинок» вполне успешно конкурировал со своим золингеновским коллегой, поставляя на мировой рынок совершеннейшие образцы белого оружия. Это заметно и по современному Толедо. Старая часть города буквально переполнена оружейными магазинами. Большинство из них торгуют более или менее откровенной бутафорией. Но некоторые, наряду с сувенирной продукцией, выкладывают на прилавки довольно приличные подлинники по вполне доступной цене. Поиск этих подлинников превратился для нас в своеобразную охоту, а возможность «потрогать экспонаты руками» придал дополнительный смысл всему происходящему.

Третий день путешествия принес нас в Севилью, ставшую в XIX веке центром национального фехтования на навахах. Именно здесь, до сих пор работает уникальный магазин навах. Правда, на этом наше триумфальное шествие немного запнулось – площадь Испании, на которой всегда располагался этот магазин, оказалась закрыта на ремонт, и со всем многообразием традиционных испанских складных ножей мы не познакомились. Зато, на одной из центральных площадей города мы увидели огромный бронзовый монумент, изображающий бойца с навахой. По смыслу, он показался мне близким к нашим памятникам воинам освободителям.

От Севильи, как и положено, мы направились до Гранады. Но по дороге сделали небольшой крюк специально, чтобы окунуться в воды Гибралтарского пролива, разделяющего Европу и Африку. А уже в Гранаде нас ждал последний крупный оплот мавров Алькатрас, а так же горный заповедник Сьерра Невада, на вершину которого мы благополучно поднялись прямо на автомобилях.

И вот, обозрев Испанию с высоты птичьего полета и, как следует, надышавшись воздухом Сервантеса и Гойи, мы, наконец, добрались до конечного пункта назначения, курортного городка Торревьеха, расположенного на берегу Средиземного моря.

…Десять тренировок – не так уж мало для знакомства с национальными техниками. Особенно если ты находишься на их родине. Мы смогли включить в тренировочную программу три вида оружия: трость, наваху и шпагу с плащом. Почему именно их?

Трость – это предмет, не имеющий ярковыраженных национальных признаков. Так же, впрочем, как и ярковыраженных признаков холодного оружия. Небольшая деревянная палочка для опоры при ходьбе является, как бы, промежуточным звеном между аксессуаром и оружием, между бытом и боем и даже между беззащитностью (сейчас трость, прежде всего, атрибут пожилого человека) и боевым мастерством. В нашем случае, техника трости стала специфическим вводным материалом. Это особенно пригодилось тем членам экспедиции, которые до этого не имели отношения к фехтованию. Но и опытным бойцам трость смогла подарить несколько неожиданных элементов, не связанных, напрямую, с боем. К таким элементам можно отнести специфические техники жонглирования, круговращений и артистических приемов.

Наваха – оружейный бренд Испании, элемент национальной гордости. Ни в одной другой стране складной нож не поднимался до оценки, граничащей с культом. И никакой другой складной нож не спровоцировал создания национальных фехтовальных школ. В Испании зародились сразу три такие школы: цыганский стиль хитано, простонародное, крестьянское направление баратеро и аристократичная, вобравшая в себя достижения двух предыдущих и соединившая их с элементами классического фехтования севильяна. Наши уроки по бою навахой включили в себя отдельные элементы всех трех направлений. Например, крестьянский стиль выводил на первое место особо быстрое сближение с противником – рывок баратеро. Чтобы развить это скоростное качество, бойцы из простонародья тренировались в воде. А поскольку наши тренировки проходили прямо на берегу Средиземного моря, то и мы смогли в точности воспроизвести методику испанских крестьян!

Кстати, в разделе боя навахой, наши тренировки получили неожиданное развитие! Узнав о родстве испанского ножевого боя с национальными танцами, наша ученица Слава выступила с инициативой и провела собственный мастер-класс по одному из ранних направлений фламенко. Шаги и повороты из этого танца оказались настолько пластически актуальными, что про себя я решил: мастер-класс по национальному танцу обязательно должен входить в любую подобную экспедицию в дальнейшем!

Третий вид, который мы приняли на вооружение в нашей поездке – шпага с плащом. Не могу сказать, что это чисто испанское направление. Плащ, как вспомогательное и вынужденное средство защиты применялся во всей ренессансной Европе. Но на этот счет существует иное, стереотипное мнение. Именно стереотип связывает боевую традицию шпаги и плаща конкретно с Испанией, в чем можно легко убедиться, почитав, к примеру, учебники И. Э. Коха.

В этой части программы нам очень пригодился опыт нашего преподавателя Галины Черновой. Надо сказать, что Галина, накануне поездки в Испанию, повышала свою квалификацию на двухнедельном семинаре Северной Ассоциации Сценического Фехтования. И в рамках этого повышения, канадская специалистка Кейт Уотерс и англичанин Филипп д`Орлеан преподали именно курс шпаги с плащом! Техника зарубежных коллег оказалась как нельзя кстати – на ее основе мы создали мини-курс (три тренировки), во время которых учащиеся смогли освоить основные движения. Можно назвать их псевдо-испанскими. Но без комбинации шпага-плащ, наш национальный тренировочный набор был бы явно неполноценным!

Завершением курса стал специальный зачет: три коротких постановочных боя, включающие в себя наиболее характерные движения и приемы для трости, навахи и шпаги с плащом. Все учащиеся, разбились на пары и отработали свои партитуры перед видеокамерой. Отснятый материал вскоре войдет в специальный фильм, посвященный этой экспедиции, и останется самым главным заграничным сувениром из всего, что мы смогли привезти из Испании.

Но кроме этого навсегда останется еще что-то, что не умещается в видеокамеру. Это особый азарт эксперимента, атмосфера уникального боевого исследования, участниками которого стали все наши путешественники. За кадром осталась и прекрасная дегустация испанских вин, которые по праву считаются кровью нации. Кстати, в фильм не войдут и планы нашей школы относительно дальнейшего развития проекта «Историческая родина». А эти планы обширные! Только это – уже совсем другая история. 


Комментарии

Ваше имя
Ваш комментарий
Код на картинке
Отправить