Польская сабля. Первый семинар по польской крестовой школе.
Эта специфика окончательно укрепила мое доверие к Янушу Синявскому, как к носителю именно традиционного мастерства. Ведь подобная методика чрезвычайно характерна именно для традиции. Система, при которой учащийся уже на первом этапе обучения узнает об изучаемом предмете практически все, способна работать лишь в традиционной, элементарной, я бы сказал – первородной школе. Рост мастерства адепта такой школы, связан не с непрерывным поступлением новой информации, а с длительными, во многом – самостоятельными тренировками во имя оттачивания нескольких принципиально значимых движений. Соответственно, и способы передачи мастерства, в подобных традициях свои. В Польше, таким способом было обучение у бывших солдат, которые по тем или иным причинам оставили службу. В народных боевых культурах часто работает семейная функция передачи мастерства, «от отца к сыну». То есть, без привлечения узкоспециализированного профессионального учителя фехтования. И, к слову, именно модель «от отца к сыну» действует в семье Синявских. Но, наряду с тренировками Януша, мы решили провести одно, дополнительное занятие по итальянской классической сабле, чтобы на сравнительном примере еще лучше почувствовать специфику польской крестовой школы. В самом деле, сравнение техник сразу обострило понимание принципов управления разными видами оружия и, кстати, заложило основы для еще одного урока, который мы приготовили в качестве подарка всем участникам экспедиции. В программу этого, заключительного урока, вошло изучение техники салюта классической саблей, который был разработан в начале 19 века и практиковался, в частности, в России. Замечу, что сабельный салют мне удалось восстановить совсем недавно и специально для этой поездки. Таким образом, участники перовой польской экспедиции стали первыми (за последние, как минимум, сто лет) фехтовальщиками, владеющими фирменным набором канонических движений. И вот что интересно! Расшифровывая старинное описание классического сабельного салюта, я еще не достаточно хорошо представлял себе польскую сабельную школу. Теперь же, пройдя обучение у Синявских, я отчетливо уловил в нем несколько черт этой самой школы. То есть, можно сказать, что сабельный салют, таким образом, является объединяющим звеном двух боевых культур – традиционной, и академической. Именно изучением сабельного салюта мы и завершили наш семинар. Но работа по восстановлению, развитию и распространению польской крестовой школы продолжается и сейчас. Ведь, в течении этих десяти дней под Варшавой, наша школа снимала документальный фильм в который вошли и постановочные бои братьев Синявских, и многочисленные упражнения с саблей, и фрагменты группового обучения, и беседы в варшавском музее Войска Польского, и рассказы Януша о истории сабли. Этот фильм еще находится в работе и его премьера уже сейчас обещает собрать очень много народу, ведь поклонников польских боевых традиций у нас в России оказалось достаточно! Кстати, во время одного из наших интервью, Януш вновь упомянул о своей теории, согласно которой польская крестовая школа легла в основу… мензурного фехтования! Эту версию мы обсуждали еще во время визита Януша в Санкт Петербург. Теперь же, он более подробно аргументировал свою позицию, приведя весомые доводы в пользу такой точки зрения. И надо сказать, что этот рассказ очень пригодился мне на обратном пути, когда мы остановились на один день в Риге, где у меня была назначена встреча с членами рижских мензурных корпораций. Во время своей лекции, я рассказал и о крестовой школе, и о возможных корнях мензуры, чем вызвал самый живой интерес у своих слушателей. Так что, думаю, что к следующему семинару захотят присоединиться и наши балтийские друзья. И хотя этот, следующий семинар, состоится еще не скоро, готовиться к нему стоит уже сейчас. Ведь на этот раз, нам предстоит не только продолжить изучение польской крестовой школы сабельного фехтования, но и как следует позаниматься польской верховой ездой на конюшне союза каскадеров Польши! P. S. А в заключении мне особенно приятно сообщить, что первые три российские специалиста получили уникальные именные сертификаты с печатью союза каскадеров Польши и подписями президента союза Тадеуша Ладно и тренера-координатора Януша Синявского. Эти сертификаты дают право преподавания польской крестовой школы, которым теперь обладают Галина Чернова, Сергей Култаев и автор статьи Сергей Мишенёв. |