ПО СЛЕДАМ ВЕЛИКОЛЕПНОГО ВЕКА
…Вооруженные необычными мягкими щитами и специальными тренировочными дубинками противники медленно сближались, внимательно следя друз за другом. Султан Сулейман первым бросился в атаку, но Насух Эфенди искусно отразил ее и ответил. Завязалась ожесточенная битва, наполненная резкими ударами и прыжками. Несколько раз противники попеременно достигали успеха. Наконец, султан сумел захватить атакующую руку Насуфх Эфенди и провести решающий бросок.
Именно с этого эпизода популярного турецкого сериала «Великолепный век» началось знакомство России с турецким национальным боевым искусством «Матрак». Я ничуть не преувеличиваю! К моменту выхода этой серии на отечественный экран, в русскоязычном интернете находилось лишь одно беглое упоминание этого экзотического искусства – в тексте небольшой курсовой работы, посвященной играм в Османской империи.
Однако, когда наша школа вышла на связь с постановщиком боевых сцен сериала, современным матракчи Эфканом Чалишем, ситуация начала медленно но неуклонно меняться. По крайней мере, благодаря этому общению, появилась первая адекватная информация о матраке в российском интернете.
Наконец, по нашему приглашению, Эфкан Чалиш приехал в Санкт Петербург для проведения своего двухдневного мастер-класса (статья об этом событии опубликована в январском номере журнала Калашников). И именно тогда, первые оригинальные движения старинной турецкой боевой традиции совершили первые русские бойцы – участники мастер-класса.
А уже следующим шагом в распространении турецких боевых искусств в России, стал десятидневный семинар, проведенный непосредственно на родине этих искусств, в Турции. Именно о нем наш сегодняшний рассказ.
Февральская Турция встретила российскую группу первыми признаками весны, которые придали дополнительный позитивный эффект нашему обучению. Первые два дня группа провела в Стамбуле, посещая музеи и архитектурные достопримечательности древней столицы. Здесь же, началось постепенное знакомство и с двигательной культурой: матракчи Эфкан Чалиш, хотя и находился в это время в Анкаре, позаботился об организации специальной культурной программы, ключевым элементом которой стало посещение оригинального шоу дервишей.
Впрочем, шоу – не совсем корректное название для этого действа. Фактически, мы оказались зрителями древнего обряда, лишь слегка обрамленного некой зрелищной формой. Наполненные медитацией кружения дервишей, исполняемые под нетипичную, для европейского уха, музыку, напоминали, скорее, какой-то гипнотический сеанс, одинаково важный как для зрителей, так и для исполнителей. Еще не приступив к настоящим тренировкам, мы постарались найти в этих вращениях признаки экзотической боевой культуры, сопряженной с поворотами, скользящим маневром, режущими ударами и, наконец, трансовыми состояниями. Тем более, что один из танцующих оказался учеником Эфкана. Но, конечно, настоящие боевые техники ждали нас впереди, в штаб-квартире матрака в Анкаре.
Главный зал национального боевого искусства, где мы оказались на третий день путешествия, оказался совсем небольшим. Зато, еще на улице, нас встречали цветные объявления, оповещающие о местонахождении федерации матрака и кадры из боевых сцен сериала «Великолепный век». Внутри зала – все по-деловому: татами, зеркала, какое-то мебельное сооружение, заваленное самым разнообразным снаряжением и большой портрет национального героя Ататюрка, в одежде янычара и с ятаганом.
Экспедиция погрузилась в атмосферу трудовых будней.
Две тренировки в день оказались не такой уж большой нагрузкой, учитывая, что изучаемых дисциплин оказалось довольно много. Кроме, собственно, матрака, в программу обучения вошли клыч в комплекте со щитом, ятаган и турецкие ножи, которые традиционно используются парой.
Большинство техник длинного оружия, так или иначе, укладывались в работу с матраком. Собственно, как гласит легенда, для этого он и был изобретен в том самом великолепном XVI веке. В процессе обучения, наш преподаватель матракчи все время проводил исторические параллели между современными, тренировочно-состязательными техниками, и их боевыми прообразами. Для этой цели, он каждый раз приносил на тренировки подлинное турецкое оружие, книги со старинными миниатюрами, или просто рассказывал важные, для нашего образования предания.
Одним из частых героев его повествований был султан Мурад IV. В историю Турции этот правитель вошел как не совсем здоровый – считается, что он был слегка помешан. Однако, именно в его правление матрак достиг наибольшей популярности. Неудивительно! Ведь сам Мурад IV был великолепным фехтовальщиком и, согласно «Книге путешествий» Эвлия Челеби, лично владел 70 техниками этой игры. Под техниками, как нам объяснил Эфкан, подразумевались виды ударов. Мы смогли изучить 16 техник. То есть, необходимый базовый минимум.
Спустя несколько дней довольно интенсивных тренировок, знакомство с матраком завершилось серией учебных боев, участие в которых было добровольным.
Но сам семинар был далек от завершения!
Одним из отличительных, фирменных видов турецкого холодного оружия, несомненно, является ятаган. Его изучение было одной из важных составляющей всей экспедиции. Прежде чем приступить к этому разделу занятий, Эфкан отвез нас в центр старой Анкары, где на одной из маленьких мастеровых улочек приютилась лавка кузнеца Муаммера Танриверди. Господин Танриверди уже много лет специализируется на изготовлении турецких ятаганов. Он смог не только рассказать о некоторых особенностях их производства, но и показал нам образцы из своей коллекции – несколько старинных ятаганов. Эти ятаганы заметно отличались от всех тех, которые можно видеть в российских музеях. Довольно длинные и тонкие, они представляли собой образцы сугубо рабочего оружия, лишенного каких бы то ни было украшений на клинках и рукоятях. Да и формы этих рукоятей были несколько проще, чем те, что мы привыкли видеть. Однако, фирменные «уши», препятствующие соскальзыванию руки при тянущем ударе присутствовали.
Как объяснили нам наши наставники, именно это оружие предназначалось для городского, не военного применения. При «мягких» столкновениях, ятаган разворачивали обухом вперед и употребляли как дубинку сабельной формы. И лишь в случаях смертельной битвы, ятаган обращали лезвием к противнику, используя острую заточку и всю силу характерного серповидного изгиба.
После этой экскурсии тренировки по ятагану обрели особую энергетику и дополнительное чувство оружия. Хотя, отработка приемов проводится, по традиции не на подлинном оружии, а на деревянных муляжах. Кстати, интересная деталь: муляжи ятаганов и клычей для школы Эфкана были, несколько лет назад, изготовлены в России.
Не менее оригинальной оказалась техника турецкого ножа. Точнее – пары ножей. Именно комплектом, по две штуки, традиционно используют ножи в турецких боевых искусствах. И здесь Эфкан не стал полагаться только на свои силы. На первую же тренировку по ножам он пригласил двух танцоров, которые специализируются на боевых танцах. Под их руководством, мы выучили старинный боевой танец с ножами, исполняемый, как и настоящий поединок, парой мужчин.
Этот танец включает в себя не только боевые действия оружием, передвижения и прыжки, но и интересную психологическую основу: в ряде элементов, танцоры попеременно совершают быстрые движения клинками прямо возле глаз друг друга, причем как стоя, так и в прыжках. Их задача – выдержать блеск лезвий не моргая – очень напомнила мне одно из условий немецкого мензурного фехтования, в котором бойцам запрещается закрывать глаза.
Турецкий танец с ножами имеет оригинальный сюжет, адресующий нас к древней легенде: когда-то давно, двое бойцов полюбили одну девушку. Чтобы решить свой спор, они вступили в поединок на ножах. Но их силы были настолько равны, что никто так и не смог одержать верх. Тогда, поняв, что победы в этом поединке не будет, противники принялись наносить удары сами себе. В результате, увенчанные роскошными ранами, они испытали такое взаимное уважение, что оба отказались от девушки и, с тех пор, стали самыми близкими друзьями. А девушка так и осталась незамужней.
Ближе к концу нашей экспедиции, мы, вместе с Эфканом, совершили небольшое путешествие в Кападокию, чтобы провести последнюю тренировку на открытом воздухе, в окружении уникальной пещерной архитектуры этого региона. На звон оружия собралось большое количество туристов, как турецких, так и зарубежных. Эфкан, при этом, продемонстрировал редкие организаторские способности: собрав туристов вокруг себя, он представился, рассказал о своей работе, о сериале «Великолепный век» и о нашей группе, о перспективах развития матрака в Турции и во всем мире.
А последним значимым событием нашего семинара, стало посещение турецкого парламента, где нашу группу принял кандидат в министры спорта Турции, депутат доктор Сельчук Оздаг. Он долго и хорошо говорил о национальных боевых искусствах, и пообещал, в следующий приезд новой группы, подготовить специальную внутреннюю экскурсию с проживанием в Измире.
В заключении, депутат Оздаг передал привет господину Путину и пожелал ему заняться матраком.
Письмо Владимиру Владимировичу я уже отправил. И насчет нового семинара, совмещенного с поездкой в Измир, не забыл. Скорее всего, он состоится в конце следующей зимы. Но промежуточным этапом наших отношений с федерацией матрака, станет новый визит матракчи Эфкана Чалиша в Петербург. Его мы наметили на осень этого года.
…Мы возвращались в Россию в воскресенье. А в понедельник, в Стамбуле, возобновились съемки новых серий «Великолепного века», сериала, который открыл для нас целый мир фехтовальной экзотики.
|